Вежливый Крым

Вежливый Крым
19 мая 2017 г
Министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицкий в интервью «БГ» о правилах вежливости, головокружении от первых успехов и конкуренции с Турцией.
– Сергей Валентинович, как известно, в прошлом году был запущен амбициозный проект «Вежливый Крым», призванный повышать туристическую привлекательность полуострова. На сайте проекта так и написано: «Меняйте стереотипы». Между тем, традиционные претензии, предъявляемые к Крыму, уже многие годы одни и те же: недостаточно чистые пляжи и море, хаотичная застройка прибрежной полосы, низкое качество местных гостиниц… Сезон-2017 позволит изменить эти стереотипы?

– Да, в этом году наши гости увидят серьезные изменения, но основные перемены все же произойдут в 2018-2019 гг. Думаю, именно сезон-2019 после всех проведенных нами преобразований, а также после запуска в 2018-м нового комплекса аэропорта и автомобильной части моста станет знаковым.
А сегодня мы делаем все, чтобы это случилось. Если в прошлом году мы занимались проектно-изыскательскими работами, проводили инвентаризацию прибрежной полосы и демонтировали незаконные объекты, то сейчас начинаем капитальное строительство.

Хочу сказать, что некоторые вопиющие примеры незаконного строительства, открывшиеся в процессе инвентаризации, шокировали даже меня, всю жизнь прожившего в Крыму. Но теперь у нас есть политическая воля, есть поручение главы республики по приведению прибрежной полосы в порядок. Нам помогают прокуратура и правоохранительные органы, и наши усилия уже приносят плоды. Видите, какой красавицей стала Москва после того, как в ней навели порядок. У нас будет так же. А вот по поводу грязного моря, пожалуй, с вами не соглашусь. Во всяком случае, сезон 2016 года не показал отклонение от нормы по чистоте воды. Мы, кстати, провели и громаднейшую работу по выявлению незаконных врезок в ливневые канализации для сбрасывания стоков в море и сейчас строим новые очистные сооружения.

 А мини-гостиницы каким-то образом будут контролироваться? Ждут ли их также какие-либо реформы?

– По имеющимся у нас данным, в Крыму 18 тысяч квартиросдатчиков и 4,5 тысячи малых отелей. Чтобы обеспечить туристов безопасными услугами по размещению, нужно вывести все эти объекты из тени. Легализовать частный сектор возможно, лишь создав условия для регистрации и ведения бизнеса. Именно поэтому мы считаем, что необходимо ввести патент для самозанятых граждан, работающих в этом секторе. Свои предложения мы уже внесли, и сейчас проект находится в Министерстве финансов РФ.

 
– Одной из самых болезненных проблем, судя по всему, остается доступность пляжей. В новом сезоне их хватит на всех?

– Да, хватит всем. Разве что немного кучно может быть на южном берегу Крыма, где пляжные территории пока ограничены, и действительно есть некоторые нюансы. Но в 2016 году мы запустили конкурсы по благоустройству пляжей, что позволило закрепить за каждым пляжем пользователя и инвестировать в пляжное хозяйство свыше 300 млн руб. В этом году уже 285 субъектов получили свои пляжи. Мы продолжаем конкурсную кампанию по закреплению пляжей, и еще 134 пляжа теперь с хозяевами, конкурсы в приморских регионах продолжаются. Мы планируем, что в 2017 году количество пляжей превысит отметку 500.

Победители конкурса благоустраивают доставшиеся им участки, обеспечивают работу спасателей, санитарную уборку и, в свою очередь, могут зарабатывать на дополнительных услугах, прокате инвентаря, аттракционах. Такова мировая практика. Но я хочу подчеркнуть, что большинство наших пляжей общедоступны и бесплатны. По закону закрытыми могут быть только участки берега при лечебных учреждениях, имеющих медицинскую лицензию, и детские пляжи. Ну а если кто-то у нас порой честно жить не сможет, будем проводить серьезную разъяснительную работу. Во всяком случае, в 2016 году подобных нарушений было единицы. Мы сказали: «Товарищи, кто начнет натягивать цепочку, от нее же пострадает». Думаю, нас услышали.

Также проведена инвентаризация санаторно-курортных пляжей, поскольку некоторые объекты занимали участки берега, в 2-3 раза превосходившие их реальную загрузку. И еще мы создали интерактивную карту с характеристикой всех крымских пляжей. Ее можно найти на сайте нашего министерства. Более того, теперь возле каждого пляжа будет висеть табличка с именем и телефоном его пользователя, а также телефоном горячих линий, в том числе круглосуточного колл-центра «Вежливый Крым». Каждый отдыхающий сможет заявить о нарушениях, и мы примем меры.

– Проект, знаменующий реформирование туриндустрии полуострова, носит довольно провокативное название. Не опасаетесь, что словосочетание «Вежливый Крым» будет ассоциироваться с людьми в военной форме и отпугнет многих туристов, особенно иностранных?

– Вовсе нет. Когда мы выбирали название проекта, прежде всего, имели в виду тех ребят, которые находились в Крыму в 2014-м. Мы воспринимали их не как военных, а как людей, проявляющих к крымчанам уважение и обеспечивающих нашу безопасность. Ведь сервис – это не только доброжелательное отношение и высокое качество услуг. Это еще и умение полностью обезопасить своих гостей.

– И вот теперь в Крыму проводится конкурс на самых вежливых представителей туриндустрии. Отмечаются даже таксисты. Вы верите, что в считанные месяцы реально изменить ментальность людей, научить их работать доброжелательно и, как заявлено в проекте, сделать крымский сервис «более ценным, чем шаблонный зарубежный»?

– За два месяца этого, конечно, не изменишь. Проект долгосрочный. Такими вопросами вообще надо заниматься безостановочно и системно. Проблема сервиса сегодня – это проблема всей страны. Даже в Москве встречаются гостиницы, не соответствующие заявленному количеству звезд. Некоторые эксперты постоянно пытаются загнать нас в иностранную модель туриндустрии, и мы, безусловно, должны к ней присматриваться. Еще Петр I заимствовал в Европе самое лучшее. Но, вместе с тем, и у нас в Крыму уже появились достойные примеры организации сервиса. Я думаю, нигде в мире не встретишь такого радушия и гостеприимства, как в России. Помните советский анекдот про иностранца, пораженного хлебосольностью русских при их, казалось бы, пустых холодильниках? Радушие, доброжелательность и гостеприимство заложены в нас природой, и именно эти качества мы должны развивать. Поэтому когда меня спрашивают, с чего начинается сервис, я отвечаю: для начала научитесь улыбаться. И могу сказать, что улыбаться мы в Крыму научились.
 
И еще я очень благодарен периоду санкций за то, что теперь к нам поехали российские туристы, уже знакомые с иностранным сервисом. Они воспитывают в представителях крымской туриндустрии новые профессиональные качества. За 20 лет в Крыму привыкли к нетребовательному туристу, которому достаточно было сдать койку, и ничего, кроме лежания на пляже, его не интересовало. Но нынешних туристов такой подход не устраивает. Они хотят полетать на аэроплане, побывать в музее, аквапарке, на дегустации. Они приезжают за впечатлениями.
Кстати, турки отлично научились на этом играть. Один мой товарищ хвастался тем, что с супругой они отдохнули в Турции всего за 400 долл. на человека. Но когда я спросил, сколько они потратили в целом, ответил – 3,5 тысячи! Турки умеют брать с туриста те деньги, которые, казалось бы, уступили сначала.
 
– Но и россияне, как выяснилось, поторопились, когда было обрадовались вернувшейся возможности недорого отдыха в Крыму. За 2016 год цены в гостиницах полуострова по оценкам специалистов выросли на целых 30%. Как по-вашему, возможен ли в Крыму отдых, доступный и качественный одновременно? Или же отпуск в той же Турции по-прежнему будет оставаться для нас более выгодным?

– Да, такая проблема есть. Большинство наших отельеров, к счастью, грамотные люди с соответствующим образованием, понимающие взаимосвязь между ценовой политикой и объемом турпотока. Но приходится сталкиваться и с такими директорами гостиниц, которые вообще мало что смыслят в этих вопросах! Некоторые мне говорили: сейчас мы цены снижать не будем, а вот если никто не приедет, тогда и дадим скидку. А у кого-то от первых успехов и вовсе корона на голове выросла. Один отельер поднял стоимость на 57%! Я их спрашиваю: «Ребята, вы хоть какие-то книги по экономике и маркетингу читали?» Приходится, как первоклассникам, объяснять азбучные истины. К сожалению, такой стереотип поведения у местных отельеров вырабатывался годами. Когда мы входили в состав Украины, главное было, опять же, сдать койку. О вопросах ценообразования и улучшения качества услуг никто особо не задумывался.
 
Сегодня министерство, конечно, не может в приказном порядке обязать гостиницы снижать цены, но мы выбрали другую тактику. Начиная с января 2016 года, каждый месяц делаем срез ценовой политики, после чего доводим результаты анализа вместе с нашими рекомендациями до сведения отельеров, а раз в квартал собираем их вместе и, извините за выражение, на пальцах объясняем, как зарабатывать деньги и как сделать так, чтобы цены были конкурентоспособными. В 2016 году мы увидели, что и в западном Крыму (Саки, Евпатория, Черноморское, Раздольное), и в восточном (Феодосия, Судак, Керчь) цены оказались на 25-30% ниже, чем у наших коллег из Краснодарского края. Правда, в рамках полуострова все же был зафиксирован рост цен на восточном побережье. Но могу сказать, что сейчас мы стабилизируем ситуацию на рынке. По данным очередного отчета я вижу, что некоторые объекты уменьшили стоимость на 200-300 руб. за сутки, а есть и такие, кто на тысячу.

 – В этом году вы ожидаете рост турпотока?  
 – Во всяком случае, ставим перед собой задачу сохранить показатели 2016 года. Пока инфраструктура не позволяет нам увеличить турпоток в разы. Аэропорт и паромная переправа работают на пределе. Количество авиарейсов, конечно, увеличится в этом году, но на 1-2%. Наша переправа – низкий ей поклон! – в 2016-м дала рост 30-35%, таким образом, всего в Крым приехало 5,6 млн человек. А еще в июле прошлого года почти в два раза увеличился поток из Украины.

– То есть из Украины все-таки едут?

– Едут, конечно. Многие украинцы за 23 года обзавелись в Крыму домами и квартирами, у кого-то здесь отельный бизнес. Понятно, что им сложно сегодня пересекать границу, потому что всех берут на карандаш, но люди едут. Надеемся, в этом году их будет не меньше.

– А иностранные туристы к вам поедут, как вы думаете?

– Я не думаю, я их здесь вижу. Раньше иностранцев было немного, они приезжали группами и составляли примерно 5-6% от общего турпотока. Сейчас они приезжают в основном в одиночку, приловчились обходить санкции. По данным туроператоров, в 2016 году поток из Западной Европы возрос. Помню, я присутствовал на открытии пляжа нашего знаменитого гостиничного комплекса Mriya Resort & Spa, и журналисты спросили генерального директора Гранта Бабасяна, сколько в отеле иностранцев.

Выяснилось, что в отеле остановилось довольно много французов, немцев, китайцев, японцев, жителей других стран. Даже менеджеры отеля удивились этим цифрам. Туристы из Западной Европы едут в Крым уже по давней традиции. Европейцы умеют считать деньги и понимают, что оздоравливаться здесь намного выгоднее. Качество лечения в Крыму высокое, а наши природные лечебные факторы творят чудеса. Многие санаторно-курортные учреждения загружены на 100% круглый год. И для меня уже не в диковинку слышать в местных санаториях немецкую или итальянскую речь.

– И все-таки работаете вы с оглядкой на то, что санкции рано или поздно отменят? Ждете этого дня?

– Вы знаете, после все того, что пережил Крым, сегодня мы об этом даже не задумываемся. Санкции не стоят в нашей повестке дня, мы заняты работой. В определенной степени они даже пошли нам на пользу. Конечно, хотелось бы, чтобы в Крым заходили и международные гостиничные сети и чтобы туристы приезжали сюда, не опасаясь некоторых правительств, но сейчас для нас важнее обустройство нашего прекрасного полуострова.

Очень важно, что в Крым приходят инвесторы. Некоторые из них, опять же, из Западной Европы – они находят безопасные пути. На днях я встречался с представителями иранской делегации. Большой интерес к нам стали проявлять китайцы. Хорошие отношения налаживаются с Индией и Сербией. Инвесторы держат нос по ветру и чувствуют, куда сегодня надо вкладывать деньги, чтобы завтра получать высокие прибыли.

– Какую задачу-максимум вы ставите перед собой на посту министра?

– Вы знаете, я, наверное, очень счастливый человек – я живу во время перемен. И для меня, как для человека, возглавляющего это министерство, главная задача – заложить фундамент развития отрасли, направить ее по правильному и наиболее актуальному для современного туристического рынка пути. Конечно, предстоит еще поменять философию некоторых участников рынка, чтобы уяснили уже все: Крым находится в новых условиях, меняются страна и мир, а значит, и мы должны не отставать от перемен и всегда быть в строю.

– Ну а лично вам часто удается дойти до берега и отдохнуть?

– Вот это правильная постановка вопроса (смеется). До берега я дохожу действительно часто. По работе постоянно приходится бывать на пляжных территориях, что называется, «в полях». Но вот оттолкнуться от берега и поплавать получается гораздо реже. Хотя, когда выпадает минутка, все же стараемся вместе с семьей отдохнуть у моря.

Я коренной крымчанин, в четвертом поколении, и действительно очень люблю Крым. Родился и вырос я в Евпатории, бывшей всесоюзной здравнице, и до сих пор мне приятнее отдыхать именно в западной части Крыма. Там есть такое озеро Донузлав, соединенное с морем. Его окружают большие, красивые пляжи, как в Испании, и еще там чистейший воздух. Наверное, это и есть мое самое любимое место для отдыха на полуострове.
 
Елена Сергеева